Программа по питанию
Пояснительная записка
За фразой «школьное питание» стоит здоровье наших детей. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором сохранения здоровья учеников является организация правильного питания не только дома, но и в школе. Специалисты считают, что ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни. Чтобы вырастить здорового ребенка необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития. Один из основных факторов, определяющих состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие - организация качественного питания подрастающего поколения. Здоровье человека закладывается смолоду, когда процессы развития организма протекают наиболее интенсивно, и одним из важнейших факторов является рациональное питание.
Рациональное питание обучающихся – одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижение отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Исследования, проведенные во многих странах мира, показали, что отсутствие специальных программ, методик и средств обучения детей здоровьесбережению наряду с настойчивой рекламой быстрого питания, чипсов, сухариков, газированных напитков ведет к формированию у детей вредных для здоровья привычек, бессистемного и бесконтрольного питания, которое зачастую приводит к нарушению обменных процессов в организме.
Организация питания в нашей школе осуществляется в соответствии с постановлением министерства здравоохранения Республики Беларусь № 206 «Санитарные нормы и правила для учреждений общего среднего образования», на основании методических рекомендаций министерства образования по организации питания учащихся в учреждении образования. В школе создан Совет по питанию, который помогает в организации питания, проводит проверки пищеблока согласно заранее разработанного плана, осуществляет контроль за полноценностью питания и качеством поставляемых продуктов и так далее.
Работу по сохранению здоровья учащихся проводит педагогический коллектив, работники столовой.
В школе создана программа организации и развития школьного питания, которая включает в себя ряд мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни детей и подростков, вопросам культуры питания, ее организации.
В начале каждого учебного года планируется работа по данному направлению, ведется работа по улучшению материально-технической базы школьной столовой; создается комиссия по контролю организации и качества питания, в состав которого входят директор школы, повар, член профсоюзного комитета школы. Члены комиссии контролируют санитарно – гигиеническое состояние столовой, качество приготовления пищи, проведение бракеража приготовленных блюд.
Вопросы работы школы по улучшению питания учащихся рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, совещаниях классных руководителей, классных часах и родительских собраниях.
Задачи школы по организации питания учащихся:
- создание благоприятных условий для организации рационального питания обучающихся с привлечением средств родителей;
- укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока образовательного учреждения;
- повышение культуры питания;
- обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;
- проведение систематической разъяснительной работы среди родителей и обучающихся по необходимости горячего питания.
В школе ведутся следующие рабочие журналы:
- бракеража готовой продукции;
- ведомость контроля питания;
- бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
- журнал здоровья (для поваров);
- журнал учета температурного режима холодильного оборудования.
В начале учебного года утверждается списочный состав учащихся на получение бесплатного питания.
Нормативная база по организации питания
- Приказы «Об организации питания учащихся в 2017/2018 учебном году».
- Приказ «О создании Совета по питанию в 2017/2018 учебном году».
- Устав школы.
- Функциональные обязанности ответственного по школе за организацию питания
- Должностные обязанности повара.
- График работы столовой.
Организация деятельности Совета по питанию.
В своей деятельности Совет по питанию руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, приказами и распоряжениями управления образования спорта и туризма, уставом и приказами учреждения образования. Состав Совета по питанию избирается на каждый учебный год. Работа Совета по питанию осуществляется в соответствии с планом, согласованным с директором школы.
Результаты проверок и меры, принятые по устранения недостатков оформляются актами и рассматриваются на заседаниях Совета по питанию с приглашением заинтересованных лиц. Заседание Совета по питанию оформляется протоколом.
Основные направления деятельности Совета по питанию:
1. Осуществляет контроль:
- за соответствием рационов питания согласно утвержденному меню;
-за качеством готовой продукции;
-за санитарным состоянием пищеблока;
-за организацией приема пищи учащихся.
2. Организует и проводит опрос учащихся по ассортименту и качеству отпускаемой продукции;
3. Вносит предложения по улучшению обслуживания учащихся;
4. Оказывает содействие администрации школы в проведении просветительской работы среди учащихся по вопросам рационального питания;
5. Привлекает родительскую общественность, различные формы самоуправления школы к организации и контролю питания учащихся.
I. Обоснование актуальности программы
Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования, обусловлена рядом объективных причин:
· фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
· в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
· школьный период в развитии наилучший период в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Педагогический коллектив школы сегодня уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, то есть, чтобы полноценно развиваться, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.
П. Цели, задачи, реализации Программы
ЦЕЛЬ программы:
Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания и поиск новых форм организации горячего питания.
ЗАДАЧИ программы:
оснащение современным оборудованием пищеблока школьной столовой;
организация образовательно – разъяснительной работы по вопросам здорового питания;
обеспечение соответствия школьного питания детей нормам и стандартам, разработанным и рекомендованным Министерством здравхранения Республики Беларусь;
создание условий для достижения 100% - го охвата горячим питанием обучающихся 1-11 классов.
В реализации программы принимают участие:
Семья:
- организация контроля за питанием детей в школьной столовой;
- родительский комитет;
Администрация:
- индивидуальные беседы;
- пропаганда санитарно-гигиенических знаний среди участников образовательного процесса;
Педагогический коллектив:
- совещания;
- семинары;
- приобщение в кружки и секции;
- пропаганда здорового образа жизни;
III. Ожидаемые результаты реализации программы.
Реализация мероприятий Программы позволит организовать 100%-ный охват детей, питающихся в школьной столовой, улучшить качество питания школьников и обеспечение его безопасности, использовать современное высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня.
IV. Основные направления реализации программы.
1. Создание благоприятных условий для организации рационального питания обучающихся;
2. Укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока образовательного учреждения;
3. Развитие новых прогрессивных форм обслуживания и повышение культуры питания;
4. Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;
5. Проведение систематической разъяснительной работы среди родителей (законных представителей) и обучающихся о необходимости горячего питания.
V. Комплекс мероприятий, направленных на реализацию программы.
1. Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение.
|
Организационное совещание- порядок приёма учащимися обедов; оформление бесплатного питания; график дежурства учителей и обязанности учащихся в столовой.
|
Сентябрь
|
Заместитель директора по ВР
|
Совещание при директоре по вопросам организации и развития школьного питания.
|
На протяжении года
|
Заместитель директора по ВР
|
|
Заседание Совета по питанию с приглашением классных руководителей 1-11 классов по глобальным вопросам
|
1 раз в квартал и по необходимости 1 раз в месяц
|
Заместитель директора по ВР
|
Осуществление ежедневного контроля работы столовой
|
В течение года
|
Члены Совета по питанию, бракеражной комиссии.
|
2. Совершенствование санитарного и материально-технического состояния столовых и пищеблока.
|
Эстетическое оформление зала столовой.
|
Август
|
Члены Совета по питанию
|
Приобретение мебели для обеденного зала столовой.
|
Сентябрь - ноябрь
|
Администрация школы
|
3. Работа с учащимися.
|
Классные часы (1-4) «Хлеб – всему голова».
|
Сентябрь - октябрь
|
Классные руководители
|
Классные часы (5-7) «Ты есть то, что ты ешь».
|
Ноябрь - декабрь
|
Классные руководители
|
Урок здоровья (9-11кл.) «Азбука здоровья».
|
Декабрь
|
Классные руководители
|
Смотр-конкурс «Самый здоровый класс».
|
На протяжение года
|
Зам. директора по ВР
|
Конкурс рисунков (1-4кл.) «Путешествие в страну здоровья».
|
Декабрь
|
Учитель искусства
|
Конкурс стенгазет и плакатов (5-8кл.) «О вкусной и здоровой пище».
|
Январь
|
Учитель искусства
|
Организация и проведение Недель здоровья
|
|
|
Освещение вопроса о рациональном питании на сайте школы
|
На протяжении года
|
Заместитель директора по ВР
|
|
Проведение мониторинга отношения учащихся к организации горячего питания в школе.
|
Ноябрь, апрель
|
Заместитель директора по ВР
|
Просмотр фильма «Осторожно, еда!»
|
Апрель
|
Заместитель директора по ВР
|
Цикл бесед «Азбука здорового питания».
|
В течение года.
|
|
4. Работа с педагогическим коллективом.
|
Обсуждение вопросов горячего питания на совещаниях, УМО классных руководителей.
|
Согласно плану
|
Руководитель МО классных руководителей
|
Ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям.
|
В течение года
|
|
3
|
Ведение пропаганды здорового питания.
|
В течение года
|
Классные руководители
|
4
|
Осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания.
|
В течение года
|
Классные руководители
|
5
|
Пропаганда горячего питания среди родителей.
|
В течение года
|
Классные руководители
|
5. Работа с родителями.
|
Общешкольное родительское собрание с приглашением представителя ГУ «Барановичский ЗЦГ иЭ»
|
Октябрь, декабрь, апрель
|
Заместитель директора по ВР
|
Классные родительские собрания «Здоровое питание вашей семьи»
|
На протяжении года
|
Классные руководители
|
Просветительская работа среди родителей о правильном и полноценном питании учащихся на родительских собраниях.
|
По плану
|
Классные руководители
|
Изучение отношения родителей к организации горячего питания в школе.
|
2 раза в год
|
Классные руководители
|
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, связанных с формированием правильного отношения к ЗОЖ, школьных конкурсов о правильном питании.
|
В течение года
|
Классные руководители
|