Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Технология критического мышления

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русской литературы средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо

 Учитель  русского языка и литературы

Роенко Раиса Вадимовна,

высшая квалификационная категория

          Р. Декарт, французский философ, в одной из своих работ написал следующее: “… для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать”. Коммуникативная направленность уроков русской литературы, равно как и других предметов, направлена прежде всего на усовершенствование способности размышлять. Помимо знания неких фактов, школьникам необходимо уметь исследовать и анализировать сведения самостоятельно, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, творчески анализировать литературный материал, актуализировать личный жизненный опыт. Развитие индивидуальных творческих способностей, общая культура каждого, кто соприкасается с литературой, - это и есть та основа, которая помогает наладить общение, помочь учащимся грамотно и логично строить речевое высказывание, показать уровень своих знаний, презентовать свои способности.

Как уже было сказано, одной из основных компетенций человека в современной действительности является коммуникативная, обеспечивающая социализацию, адаптацию, самореализацию в жизни, а одним из важнейших показателей ее сформированности—способность создавать собственные тексты.

     Для школы проблема формирования коммуникативной компетенции особенно актуальна, так как она отвечает возрастным задачам развития школьников и является условием их успешного личностного становления. Последнее включает в себя знание языка, способы взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе. Формирование коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем, особенно в условиях информатизации и компьютеризации современной школы, которые ограничивают диалогическое общение учащихся.  Утрачивается интерес к чтению, книге как источнику расширения кругозора, основе интеллектуального совершенствования. В свете сказанного именно литература как средство эмоционального воздействия способна повлиять на интеллект, чувства, мировоззрение, на общую культуру каждого. Она способствует развитию у учащихся художественного мышления и эстетических чувств, речевой культуры, творческих и коммуникативных способностей. Этим и объясняется актуальность данной работы.

Цель учебной деятельности - создание оптимальных условий для формирования коммуникативной компетенции на основе использования элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Задачи:

  1. Создать речевую среду общения, способствующую формированию                             и развитию коммуникативных навыков
  2. Активизировать познавательную деятельность, повышать мотивацию учащихся к приобретению навыков коммуникации
  3. Способствовать развитию критического мышления, учить учащихся видеть проблемы, формулировать их и находить пути решения

Формирование коммуникативной компетенции осуществляем  на основе использования методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо не случайно.  С данной технологией впервые произошло знакомство во время прохождения курсов в г. Санкт-Петербурге в 2002г.  С тех пор элементы технологии регулярно используются на уроках русской литературы. Для меня эта технология оказалась притягательной, так как ее приемы учат воспитанников самостоятельно работать с информацией, знать, где и как ее можно найти, анализировать то, что получили, сравнивать данные из разных источников, отличать факты и их интерпретацию, оценивать аргументы и делать самостоятельные выводы, понимать, каким образом можно использовать добытые знания для решения своих проблем. 

Раздзелы сайта