Государственное учреждение образования «Дубовлянская средняя школа»
Сроки реализации педагогического проекта: 2019–2022 гг.
Этап реализации педагогического проекта, его цели и задачи
Промежуточный отчет по проекту «Развитие способности к самообразованию и информационной компетенции учащихся X–XI классов через внедрение элементов дистанционного обучения по учебным предметам естественнонаучного цикла».
Цель: разработка модели учебных и внеучебных занятий с использованием элементов дистанционного обучения по учебным предметам естественнонаучного цикла.
Задачи:
проанализировать готовность учреждения образования к внедрению элементов ддистанционного обучения по учебным предметам в образовательный процесс;
изучить источники литературы и опыт работы по применению элементов дистанционного обучения по учебным предметам, нормативную, научно-методическую литературу по организации инновационной деятельности;
проанализировать направления, формы использования технологии дистанционного обучения в образовательном процессе; условия для повышения профессионального мастерства учителей по использованию технологии дистанционного обучения в образовательном процессе;
рассмотреть эффективный опыт педагогов по использованию виртуального кабинета, средств, методов, технологий реализации предметного содержания на учебных занятиях;
создать условия повышение уровня информационной компетентности учащихся и педагогических работников;
апробировать использование элементов дистанционного обучения в образовательном процессе.
Краткая характеристика участников реализации проекта.
В педагогическом проекте принимают участие 3 педагога и учащиеся X– XI классов. Хотько Владислав Олегович, учитель химии и биологии, молодой специалист, без категории, стаж работы 1 год; Урбанович Елена Валентиновна, учитель географии, без категории, стаж работы 3 года; Кандер Анна Викторовна, учитель информатики и математики, первая квалификационная категория, стаж работы 7 лет.
Руководитель проекта: Осипова Марина Леонидовна, заместитель директора по учебной работе Государственного учреждения образования «Дубовлянская средняя школа».
Основные результаты деятельности.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуют глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью информатизации общества является информатизация образования. При этом одно из направлений современного этапа информатизации образования связано с использованием элементов дистанционного обучения в образовательном процессе. Дистанционное обучения тесно связано с учебной мобильностью в том смысле, что обучающиеся имеют возможность участвовать в образовательных мероприятиях без ограничений во времени и пространстве. Возможность учиться в любом месте и в любое время является общей тенденцией жизни человека в информационном обществе. Результатом деятельности является создание дистанционных образовательных ресурсов.
Основные преимущества данного типа обучения:
доступность обучения: рамки образовательного процесса расширяются за пределы стен учреждения образования; позволяет учебным материалам легко распространяться между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям; увеличивается возможность поиска необходимой учебной информации из глобальной сети, не зависимо от местоположения обучающегося;
индивидуализация обучения: позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствует осознанию обучающимися своих сильных и слабых возможностей обучения;
наглядность обучения: позволяет активно использовать интерактивные и имитационные наглядные пособия, благодаря подаче информации в мультимедийном формате, способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, повышая интерес к образовательному процессу;
усиление мотивации к обучению за счет повышения интереса к содержанию учебных дисциплин;
возможность обучающегося реализовать творческий подход к решаемым теоретическим и практическим задачам.
Дистанционное обучение – новая образовательная стратегия, на основе которой создается учебная среда, где обучающиеся смогут получить доступ к учебным материалам в любое время и в любом месте. Это сделает процесс обучения всеобъемлющим и мотивирует обучающихся к непрерывному образованию и обучению в течение всей жизни.
В современных условиях оправдано создание и функционирование виртуального кабинета учителя. Такой кабинет предполагает создание информационной базы для повышения творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов.
Виртуальный кабинет – виртуальная образовательная среда, позволяющая систематизировать, хранить и обмениваться необходимой учебной, научной, дидактической и методической информацией, пользоваться интернет-ресурсами.
Цель виртуального кабинета: качественное обеспечение образовательного процесса, оптимизация его во всех звеньях.
Преимущества:
виртуальный кабинет является не только основой в организации учебно-воспитательного процесса в школе, но и лабораторией учителя, помогает ему в подготовке к урокам, стимулирует поиски новых эффективных приемов обучения, обеспечивает накопление и систематизацию методических и иных материалов;
виртуальный кабинет – это необходимый современному учителю ресурс. Так как он может быть рабочей площадкой для разработки проектов обучающихся, помогает повысить эффективность образовательного процесса и содержит информационную составляющую;
рациональное продумывание методики использования электронных средств обучения дает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, делает его более эффективным. Посредством виртуального кабинета создаются благоприятные условия для работы с одаренными детьми, творческой работы учителя и учащегося и повышения результативности учебного процесса;
виртуальный кабинет дает возможность работать в любое время суток и в любом удобном для Вас месте. Главное – это наличие компьютера, подключенного к сети Интернет;
это возможность неоднократно обращаться к опубликованным информационным, аналитическим, презентационным материалам. Вы можете читать их в электронном виде или самостоятельно распечатать;
предоставляет возможность использовать все опубликованные материалы при проведении собственных учебных занятий и внеклассных мероприятий.
В соответствии с утвержденным календарным планом инновационной деятельности Государственного учреждения образования «Дубовлянская средняя школа» на 2020/2021 учебный год создана творческая группа в следующем составе:
Бубен В.Е., директор
руководитель инновационного проекта Осипова М.Л., заместитель директора по учебной работе
Ракуцкая Т.М., заместитель директора по учебной работе
Новик В.А., заместитель директора по воспитательной работе
Белькевич Л.Н., руководитель методического объединения
Шелег Т.И., учитель биологии
На организационном этапе в целях обеспечения необходимых условий для проведения инновационной деятельности:
утвержден состав творческой группы по проектной деятельности; разработан и утвержден календарный план проектной деятельности на 2020/2021 учебный год;
изучен, проанализирован опыт работы по применению технологий дистанционного обучения в республике и за рубежом (участники творческой группы);
определены базы реализации педагогического проекта: учебные группы, преподаваемые дисциплины (участники творческой группы);
под руководством директора учреждения образования велась работа по укреплению материально-технической базы для реализации проектной деятельности: увеличение точек доступа к сети Интернет; оснащение учебных кабинетов компьютерами, ноутбуками, мультимедийными проекторами, копировальной техникой;
изучена готовность учащихся к использованию дистанционного обучения в образовательных целях (Приложение 1);
изучены направления, формы использования дистанционного обучения в образовательном процессе;
проведен анализ готовности преподавателей к внедрению элементов дистанционного обучения;
изучены и апробированы возможности применения мобильных приложений и сервисов для организации учебной и внеучебной деятельности учащихся: - сервисы создания и декодирования QR-кодов, которые позволяют мгновенно передавать большой объем информации;
посещены семинары: «Педагогический проект: понятие, особенности разработки» на базе МОИРО, «Особенности организации дистанционного обучения в учреждении образования» на базе МОИРО, «Реализация современных дидактических подходов в преподавании естественно-научного цикла» на базе МОИРО;
ежемесячно проходят заседания творческой группы по теме педагогического проекта (Осипова М.Л., члены творческой группы);
запланированы:
участие в августовской педагогической конференции: «Виртуальный образовательный кабинет как неотъемлемый компонент современной системы образования
1. Презентация виртуального кабинета химии
Цель: разработка собственный сервис для помощи учащимся в освоения программы X–XI классов по учебному предмету «Химия».
Задачи:
создать методическую разработку сайта «Онлайн-кабинет химии»;
заинтересовать педагогов в использовании онлайн-обучения как в случае дистанционного обучения, так и очного;
способствовать формированию интереса к учебному предмету «Химия».
Представление информации о ходе и результатах реализации педагогического проекта
В 2020/2021 учебном году в учреждении образования были проведены заседания методических объединений, в ходе которых выступили педагоги с презентацией своей работы в рамках проекта. Представленный педагогами опыт получил высокую оценку коллег.
Вопрос об организации проектной деятельности был рассмотрен на педагогическом совете (протокол № 1 от 30.08.2019). Календарный план работы по реализации педагогического проекта на 2019/2020 учебный год утвержден на заседании педагогического совета 30.08.2019, протокол № 1. Перспективы реализации педагогического проекта в 2020/2021 году, отчет реализации проекта за 2019/2020 учебный год заслушан на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 28.08.2020).
Таким образом, активное и планомерное внедрение в образовательный процесс элементов дистанционного обучения является актуальной необходимостью, использование которого позволяет расширить образовательные возможности учреждения образования, обеспечить постоянный доступ к образовательным ресурсам и повысить мотивацию учащихся к получению новых знаний. Это в конечном итоге обеспечит рост положительной мотивации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, положительно скажется на результатах обучения учащихся и развитии способности к самообразованию и информационной компетентности участников образовательного процесса. Следует продолжить деятельность по проекту «Развитие способности к самообразованию и информационной компетенции учащихся X–XI классов через внедрение элементов дистанционного обучения по учебным предметам естественнонаучного цикла» в 2021/2022 учебном году с целью разработки и внедрения новых элементов дистанционных контентов в образовательный процесс, обобщения полученных результатов и разработки методических рекомендаций по использованию результатов проектной деятельности.
Исходя из результатов прошедшего этапа на следующий год, считаем необходимым: продолжить работу по повышению профессиональных компетенций участников проекта и педагогического коллектива, посредством проведения обучающих семинаров, курсовой подготовки, дистанционным обучением, самообразованием;
продолжить изучение, апробацию и внедрение элементов дистанционного обучения в образовательный процесс;
разработать диагностический инструментарий, направленный на изучение динамики внедрения используемых форм, методов и приемов среди учебных групп-участников проекта на начала и конец учебного года.
Приложение 1
Результаты анкетирования учащихся «Готовность учащихся к использованию элементов дистанционного обучения в образовательных целях»
Количество респондентов – 56 учащихся
1. Есть ли у Вас доступ к интернет-источникам, мобильным устройствам?
Да – 55 учащихся
Нет – 1
1. С какой целью Вы используете интернет-источники, мобильное устройство:
для развлечения – 47;
для поиска информации – 55;
как фотоаппарат или видеокамера – 42;
для общения – 55;
для образовательных целей – 45
Приложение 2
Продукт, предлагаемый к распространению: разработка сайта «Онлайн-кабинет химии».
https://www.figma.com/proto/qQEGOk2Pvcd7R6RbmVdErh/Untitled?page-id=0%3A1&node-id=29%3A2&viewport=420%2C361%2C0.22217673063278198&scaling=min-zoom&starting-point-node-id=77%3A2 – ссылка на онлайн-кабинет.
Сайт состоит из большого количества связанных между собой страниц, на которых можно найти от программ обучения, до интересных реакций и последних открытиях в химии, а также учебные заведения, где на данный момент происходит обучении по специальности «Химия».
Программы, использованные для работы над сайтом:
Figma (Фигма) — это графический онлайн-редактор для совместной работы. В нём можно создать прототип сайта, интерфейс приложения и обсудить правки с коллегами в реальном времени.
В Figma можно отрисовать элементы интерфейса, создать интерактивный прототип сайта и приложения, иллюстрации, векторную графику.
В Figma есть основные инструменты для работы с векторными объектами, она позволяет экспортировать дизайн в формат SVG, импортировать векторные объекты из AdobeIllustrator или редактора Sketch.
Тильда — отличный инструмент для компаний любого размера.
Сайты на платформе собираются из готовых блоков, которые автоматически адаптируются под мобильные устройства и выделены в смысловые категории (например, обложка сайта, меню, форма, текст, изображение). Также с помощью встроенного редактора Zero Block можно спроектировать свой собственный блок, добавляя отдельные модули (текст, форма, геометрическая фигура, изображение, кнопка, HTML, галерея, видео, тултип), располагая их на экране в режиме Drag-and-drop.
Ссылка виртуальный кабинет: https://www.figma.com/proto/qQEGOk2Pvcd7R6RbmVdErh/Untitled?page-id=0%3A1&node-id=29%3A2&viewport=420%2C361%2C0.22217673063278198&scaling=min-zoom&starting-point-node-id=77%3A2
разгарнуць » / « згарнуць