Типы современного урока
Сорок пять минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное.
М. Скаткин
Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
- по основной дидактической цели;
- по основному способу их проведения;
- по основным этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
- урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
- урок закрепления знаний;
- урок комплексного применения знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок.
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:
- в форме беседы;
- лекции;
- экскурсии;
- кино-уроки;
- самостоятельная работа учащихся;
- лабораторные и практические работы;
- сочетание различных форм занятий.
Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:
- вводные;
- первичного ознакомления материалом;
- образования понятий, установления законов и правил;
- применения полученных правил на практике;
- повторения и обобщения;
- контрольные;
- смешанные или комбинированные.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид занятий: традиционный урок, лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.
Цель: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Структура урока:
- Организация начала урока
- Проверка домашнего задания
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
- Изучение нового материала
- Первичная проверка усвоения знаний
- Первичное закрепление знаний
- Контроль и самопроверка знаний
- Подведение итогов урока
- Информация о домашнем задании
Урок закрепления знаний
Вид занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Логика процесса закрепления знаний:
- Актуализация опорных знаний и их коррекция.
- Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
- Пробное применение знаний
- Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
- Упражнения с переносом знаний в новые условия.
Урок комплексного применения знаний
Вид занятий: практикум, лабораторная работа, семинар.
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Логика - процесса комплексного применения ЗУН:
- Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
- Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
- Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
- Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
- Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
Урок обобщения и систематизации знаний
Вид занятий: семинар, конференция, круглый стол.
Цель: усвоение знаний в системе, обобщение единичных знаний в систему.
- Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.
- Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.
- Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)
- Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем
Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений
Вид занятий: контрольная работа, зачёт, коллоквиум, смотр знаний.
Цель: определение уровня овладения знаниями, коррекция знаний, умений, навыков.
В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.
- Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
- Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
- Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.
Комбинированный урок
Вид занятий: практикум, конференция, семинар, контрольная работа, лекция,
Цель: повторение пройденного материала, изучение и закрепление новых знаний.
Структура урока:
- Организация начала урока. Заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
- Проверка домашнего задания . Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка учащихся к восприятию новой информации.
- Основная часть. Изучение нового материала. Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
- Первичное закрепление знаний. Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
- Информация о домашнем задании. Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
- Подведение итогов урока. Выяснить чему научились учащиеся на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
- Рефлексия
Нестандартные уроки
В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят "уроки-суды", "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и тому подобное.
Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес, как известно, является стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из "школы зубрежки" в "школу радости".
Интегрированные уроки
Особенности интегрированных уроков:
- объединение усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин;
- употребляя информацию с разных предметов, учащиеся по-новому осмысливают события, явления, получают глубокие многогранные знания об объекте изучения;
- расширение возможности для синтеза знаний, формирования у учащихся умений перенесения знаний с одной области в другую;
- стимулирование аналитической деятельности учащихся, развитие потребности в системном подходе к объекту познания, формирование умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.