Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Развитие слухового внимания как основа предупреждения дисграфии и дислексии

Развитие  слухового    внимания  как  основа предупреждения  дисграфии  и  дислексии

 Федорова  Т. Н.

    Развитие  слухового  внимания – одна  из  главных  задач,  которая  помогает  сформировать  базу  для  устранения  дисграфии (нарушения  письма)  и  дислексии  (нарушения  чтения).

   Предлагаемые  игры  и  упражнения  направлены   на  развитие  и  тренировку  слухового  внимания.  

      Упражнения  и  игры   для  развития  слухового  внимания.

1. «Будь  внимателен».

Цель:  развить  слуховое  внимание,  научить  быстро  и  точно  реагировать  на  звуковые  сигналы.

Задание:  дети  идут  по  кругу.  Ведущий  с  разными  интервалами  вперемежку  дает  команды:  «Лошадки»,  «Зайчики»,  «Цапли»,  «Раки»,  «Лягушки»,  «Коровки»,  «Птицы».  Дети  должны  выполнять  движения  в  соответствии  с  командой.  Выполнению  сигналов  надо  научить  перед  игрой. 

2. «Алфавит».

Цель:  развить  внимание.

Задание:  если  играет  группа  детей,  то  каждому  присваивается  какая – либо  буква  алфавита,  точно  так  же  организуется  игра  с  одним  ребенком.

Ведущий  перечисляет  вперемешку  буквы.  Услышав  свою  букву  алфавита,  ребенок  должен  встать  и  топнуть  ногой. 

С  группой  детей  можно  провести  игру  на  выбывание. 

3. «Исправь  ошибки».

Цель:  развить  слуховое  внимание.

Задание:  ведущий  читает  стихотворение,  намеренно  делая  ошибки  в  словах.

Назвать  правильно  слова.

        Куклу  выронив  из  рук,

        Маша  мчится  к  маме:

        - Там  ползет  зеленый  лук

        С  длинными  усами    (жук).

        Закричал  охотник:  «Ой!

        Двери  гонятся  за  мной!»  (звери).

        Эй,  не  стойте  слишком  близко.

        Я  тигренок,  а  не  миска     (киска).

       Ехал  дядя  без  жилета,

       Заплатил  он  штраф  за  это      (билета).

       Сели  в  ложку  и  айда!

       Покатили  вдоль  пруда      (лодку).

       Тает  снег,  течет  ручей,

       На  ветвях  полно  врачей      (грачей).

       Мама  с  бочками  пошла

       По  дороге  вдоль  села   (дочками).

       На  поляне  весной 

       Вырос  зуб  молодой   (дуб).

       На  пожелтевшую  траву

       Роняет  лев  свою  листву   (лес).

       На  глазах  у  детворы

       Крысу  красят  маляры     (крышу).

       Я  рубашку  сшила  шишке,

       Я  сошью  ему  штанишки    (мишке).

       Встало  солнце,  уходит  прочь

       Темная  длинная  дочь     (ночь).

       Фруктов  в  корзине  не  счесть:

       Яблоки,  груши,  бараны  есть   (бананы).

       Чтоб  пообедать,   взял  Алешка

       В  правую  руку  левую  ножку    (ложку).

       В  реке  живет  мак,

       Его  не  поймаю  никак    (рак).

       На  пароходе  повар – док

       Приготовил  вкусный  сок       (кок).

       Очень  ласковый  был  дот,

       Он  хозяйку  лизнул  в  лоб    (кот).

       Рогатый  дол

       По  дороге  шел     (вол).

       Школьник  кончил  строчку

       И  поставил  бочку      (точку).

   4. «Что  мы  слышим?»

Цель:  развить  слуховое  внимание.

Задание:  отгадать  загадку,  назвать  звук,  который  позволил  найти  отгадку. 

         Как  взялась  кума  за  дело,

         Завизжала  и  запела.

         Ела – ела  дуб,  дуб.

         Поломала  зуб,  зуб.

Ответ:  это  пила.  Повторяется  звук  з.

         Ежедневно,

         В  шесть  утра,

         Я  трещу:

         «Вставать  поррра!!»

Ответ:  это  будильник.  Повторяется  звук  р.

5. «Кто  заметит  больше  небылиц?»

Цель:  развить  внимание,  умение  замечать  нелогичные  ситуации.

Задание:  отметить  все  небылицы.

         Кисель  там  варят  из  резины,

         Там  шины  делают  из  глины.

         Кирпич  там  жгут  из  молока,

         Творог  готовят  из  песка.

 

         Стекло  там  плавят  из  бетона,

         Плотины  строят  из  картона.

         Обложки  там  из  чугуна,

         Там  варят  сталь  из  полотна.

 

         Там  кроят  рубахи  из  пластмассы,

         Посуду  делают  из  пряжи,

         Прядут  там  нити  из  сукна,

         Костюмы  шьют  из  толокна.

 

         Едят  там  вилками  компот,

         Там  пьют  из  чашки  бутерброд,

         Из  хлеба  с  сыром  там  котлеты,

         Из  мяса  свежего  конфеты.

         С  начинкой  сладкой  суп  с  фасолью,

          В  тарелках  все  там  варят  с  солью…

                                       В. Чантурия.

          Это  верно  или  нет,

          Что,  как  сажа,  черен  снег?

          Сахар – горек,

          Уголь – бел,

          Ну  а  трус,  как  заяц,  смел?

          Что  комбайн  не  жнет  пшеницы?

          Что  в  упряжке  ходят  птицы?

          Что  летать  умеет  рак,

          А  медведь – плясать  мастак?

          Что  растут  на  вербе  груши?

          Что  киты  живут  на  суше?

          Что  с  зари  и  до  зари

          Сосны  валят  косари?

          Ну,  а  белки  любят  шишки,

          А  лентяи  любят  труд…

          А  девчонки  и  мальчишки

          В  рот  пирожных  не  берут?     (Л.  Станчев).

 

 

 

 6.  «Угадай,  чей  голос?»

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  подходит  к  любому  ребенку  в  классе  и  он  произносит  что – либо,  а  ведущий  с  закрытыми  глазами  угадывает  чей  это  голос. 

7. «Да  и  нет  не  говорить».

Цель:  развить  внимание.

Задание:  ответь  на  вопросы.  Запрещается  говорить  «да»  и  «нет».  

1)Ты  любишь  лето?

2)Тебе  нравится  зелень  парков?

3)Ты  любишь  солнце?

4)Тебе  нравится  купаться  в  море  или  реке?

5)Ты  любишь  рыбалку?

6)Ты  любишь  зиму?

7)Ты  любишь  кататься  на  санках?

8)Тебе  нравится  играть  в  снежки?

9)Ты  любишь,  когда  холодно?

10)Тебе  нравится  лепить  снежную  бабу? 

8.  «Где  стучали?»

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  дети   сидят  с  закрытыми  глазами,  а  педагог  или  ведущий   стучит  чем – нибудь  в  любом  месте.  Дети  должны  показать  место,  откуда  слышался  звук. 

9.  «Что  звучало?»

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  демонстрируем  детям  звучание  бубна,  губной  гармошки,  дудки  и  т. д.  Дети  слушают  и  запоминают,  как  звучит  каждый  музыкальный  инструмент,  потом  закрывают  глаза  и  на  слух  определяют,  что  звучало.  Если  нет  инструментов,  то  можно  использовать  чашку,  игрушки  и  т. д. 

10.  «Слушай  и  делай».

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  дает  ребенку  следующие,  к  примеру,   команды:  «Подойди  к  окну  и  подними  руку»,  «Возьми  в  правую  руку  линейку,  а  в  левую  тетрадь»  и  т. д. 

11.  «Послушай  и  повтори».

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  шепотом  за  экраном  произносит  слова  по  теме  урока,  а  дети  вслух  повторяют  их.

12.  «Испорченный  телефон».

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  произносит  шепотом   три  слова  по  теме  одному  ученику,  а  он  по  цепочке  передает  другим  детям.  Слова  должны  дойти  до  последнего  игрока.  Педагог  спрашивает  его:  «Какие  ты  услышал  слова?»,  если  он  скажет  верно,  значит,  телефон  исправен.

13.  «Дятел».

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  отстукивает  разные  ритмы  в  быстром  темпе

(…  …  .;  …  ..  …  и  т. д.),  а  дети  повторяют  за  ним.

14.  «Определи  на  слух  самое  короткое  слово».

Строитель,  каменщик,  дом,  стекольщик. 

(Слова  подбираются  в  соответствии  с  темой  урока,  также  можно  дать  задание  на  определение  самого  длинного  слова). 

15.  «Цепочка  слов».

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  называет  слово, а  дети  по  порядку  придумывают  слова,  которые  начинаются  с  последнего звука  предыдущего  слова.

16.  «Назови  звук».

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  произносит  3 – 4  слова,  в  каждом  из  которых  есть  один  из  отрабатываемых  звуков  и  спрашивает   детей:  «Какой  звук  есть  во  всех  этих  словах?»

17.  «Кто  лучше  слушает?»

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  называет  слова,  а  дети  поднимают  руку  лишь  тогда,  когда  услышат  в  слове  заданный  звук,  например,  Ш:  шапка,  дом,  жук,  лиса,  ежик,  кошка,  тарелка,  вешалка,  лыжи,  карандаш,  бочка,  ножницы,  замок,  лужа,  крыша. 

18.  «Найди  картинку».

Цель:  развитие  слухового  внимания  и  восприятия.

Задание:  логопед  раскладывает  перед  ребенком  или  перед  детьми  ряд  картинок  с  изображением  животных  (пчела,  жук,  кошка,  собака,  петух,  волк  и  др.)  и  воспроизводит  соответствующие  звукоподражания.  Далее  детям  дается  задание  определить  по  звукоподражанию  животного  и  показать  картинку с его  изображением. 

Губы  логопеда  закрываются. 

19.  «Хлопки»

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  логопед  сообщает  детям,  что  он   будет  называть  различные  слова.  Как  только  он  назовет  животное,  дети  должны  хлопать.  При  произнесении  других  слов  хлопать  нельзя.  Тот,  кто  ошибся,  выбывает  из  игры.

20.  «Кто  летит».

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  логопед  сообщает  детям,  что  он  будет  говорить  слово  «летит»  в   сочетании  с  другими  словами  (птица  летит,  самолет  летит).  Но  иногда  он  будет  ошибаться  (например:  собака  летит).  Дети  должны  хлопать  только  тогда,  когда  два  слова  употребляются  правильно.  В  начале  игры  логопед  медленно  произносит  фразы,  делает  паузы  между  ними.  В  дальнейшем  темп  речи  ускоряется.

21.  «Запомни  слова». 

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  логопед  называет  3 – 5  слов,  дети  должны   повторить  их  в  том  же  порядке.

 

  

 

 

 

 

    

 

Разделы сайта