«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.. » - написал некогда всем известный поэт. И подарил миру болдинский цикл- глубоко лирические строки, рожденные в пору осеннего увядания. Это у нас, простых смертных, осенью теряются силы, портится настроение. У них, великих, осенняя так называемая смерть способствует рождению… рождению бессмертных строк. Так было у Пушкина. Так происходит и у Толстого. В 1858 году появилось стихотворение - своеобразный мостик, перекинувшийся из поэзии начала XIX века в поэзию II половины XIX века. Это лирическое произведение А.К.Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет».
Произведение Толстого написано ярким языком. Оно лирично в своей сути. В его основе богатый внутренний мир автора: эмоциональный, глубокий, романтичный, трогательный, чувствующий и переживающий. Только у такого человека «душа бездейственно в пространстве утопает», когда природа вся, как живая, «трепещет и сияет». Устаревшее слово «нега» как нельзя более точно подчеркивает это состояние полного довольства, услады и успокоения. А вы попробуйте, найдите красоту, способствующую вдохновению, в серости, в скромности, в тесноте кругозора. Лирический герой стихотворения А.К.Толстого смог. Давайте же проследим, как рождаются бессмертные строки, навеянные поздней осенью.
Стихотворение строфично, оно состоит из двух строф. Но условно разделить его хочется на три части. Первая часть повествует нам о том, что яркие и горячие цвета осени заставляют душу бездейственно растворяться в пространстве (эпитет «горячи» не зря рифмуется со словом «лучи». Вот он - мир полета, утопания в пространстве). Здесь все лирическому герою просто и понятно. Во второй же части говорится о том, что «трезвый ум открыт для сильных вдохновений» в скромный, тихий осенний день, когда природа не развлекает, не накладывает яркий отпечаток на жизнь. А когда нехватка яркости заставляет автора сосредоточиться на себе самом, возродить «сжатую мечту», жаждущую «толпы видений».
В третьей части герой, «винтовку сняв с гвоздя», идет искать вдохновения. Ничто не ускользает от внимательного, умного взгляда поэта: ни озими, ни чернеющая дорога, ни кучи скирд, ни сломанный забор, ни дикий косогор. Согласитесь: неприглядная картина. Серый холодный безрадостный пейзаж… Не спасают даже яркие вкрапления: покрасневший клен, еще зеленый дуб, желтые березы. Не спасают… Потому что плачут — «свои стряхают слезы». А что же лирический герой? Все видит, чувствует осеннюю печаль. Но … не тоска одолевает его, а рождается вдохновение («я иду в мечтанья погружен»). Осеннюю пустоту заполняют слова, слагающиеся в стихи.
А мысли между тем слагаются в созвучья,
Свободные слова теснятся в мерный строй.
Так вот она – лаборатория талантливого человека, все поистине должно стремиться к равновесию: серость природы - яркость поэзии. И не удивительно поэтому, что «на душе легко, и сладостно, и странно», и мокрый лист становится по-особому благоуханным. Этот как нельзя более уместный эпитет говорит о высочайшем слиянии тайного мира гармонии, вдохновения, душевного покоя и природы. Такое возможно только при величайшей любви к окружающему миру. Поистине яркая красочная природа приятна глазу, а серая, осенняя - душе.
Стихотворение наполнено тихой, сладостной, светлой грустью и успокоенностью. Этому способствует преобладающая зрительная образность. Стихотворение написано шестистопным ямбом, располагающим к философским размышлениям, раздумьям. Ассонанс на «а», «э», «и» делает стихотворение удивительно музыкальным и напевным.
Все произведение на редкость выразительно благодаря метафорам: «природа трепещет и сияет», «душа утопает», «слова теснятся», «мечта зовет», сравнению «как зажигательным рождая их стеклом», эпитетам: «смиренною природой», «лист благоуханный», «скромный день». Каждое слово, каждая строчка помогают прочувствовать атмосферу, созданную автором, проникнуть в заветные уголки его души, увидеть мир его глазами. А главное, обогатить саму себя…
Унылая пора… А унылая ли?.. И слова слагаются в стихи… Спасибо, Алексей Константинович Толстой…
Выполнила:
учащаяся 11 класса
ГУО «Дубовлянская средняя школа»
Веренкова Диана Владимировна
раскрыть » / « свернуть