Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Типы современного урока

                    Типы современного урока

Сорок пять минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное.

М. Скаткин

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:

- по основной дидактической цели;

- по основному способу их проведения;

- по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

-     урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

-     урок закрепления знаний;

-     урок комплексного применения знаний;

-     урок обобщения и систематизации знаний;

-     урок проверки, оценки  и коррекции знаний, умений и навыков;

-     комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

-  в форме беседы;

- лекции;

- экскурсии;

- кино-уроки;

- самостоятельная работа учащихся;

- лабораторные и практические работы;

- сочетание различных форм занятий.

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

- вводные;

-  первичного ознакомления материалом;

-  образования понятий, установления законов и правил;

-  применения полученных правил на практике;

-  повторения и обобщения;

-  контрольные;

-  смешанные или комбинированные.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид  занятий: традиционный урок, лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.

Цель:  изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
 Структура урока:

  • Организация начала урока
  • Проверка домашнего задания 
  • Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
  • Изучение нового материала
  • Первичная проверка усвоения знаний
  • Первичное закрепление знаний
  • Контроль и самопроверка знаний
  • Подведение итогов урока
  • Информация о домашнем задании

Урок закрепления знаний

Вид  занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Цель:  вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Логика процесса закрепления знаний:

  • Актуализация опорных знаний и их коррекция.
  • Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
  • Пробное применение знаний
  • Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
  • Упражнения с переносом знаний в новые условия.

Урок комплексного применения знаний

Вид занятий: практикум, лабораторная работа, семинар.

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Логика - процесса комплексного применения ЗУН:

  • Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
  • Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
  • Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
  • Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
  • Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

Урок обобщения и систематизации знаний

Вид занятий: семинар, конференция, круглый стол.

Цель: усвоение знаний в системе, обобщение единичных знаний в систему.

  • Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.
  • Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.
  • Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)
  • Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Вид занятий: контрольная работа, зачёт, коллоквиум, смотр знаний.

Цель: определение уровня овладения знаниями, коррекция знаний, умений, навыков.

      В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

  • Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
  • Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
  • Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

Комбинированный урок

Вид занятий:  практикум, конференция, семинар, контрольная работа, лекция,

Цель: повторение пройденного материала, изучение и закрепление новых знаний.

Структура урока:

  • Организация начала урока. Заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
  • Проверка домашнего задания . Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка учащихся к восприятию новой информации.
  • Основная часть. Изучение нового материала. Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
  • Первичное закрепление знаний. Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
  • Информация о домашнем задании. Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
  • Подведение итогов урока. Выяснить чему научились учащиеся на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
  • Рефлексия

Нестандартные уроки

В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят "уроки-суды", "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и тому подобное.

Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес, как известно, является стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из "школы зубрежки" в "школу радости".

 

Интегрированные уроки

Особенности интегрированных уроков:

  • объединение усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин;
  • употребляя информацию с разных предметов, учащиеся по-новому осмысливают события, явления, получают глубокие многогранные знания об объекте изучения;
  • расширение возможности для синтеза знаний, формирования у учащихся умений перенесения знаний с одной области в другую;
  • стимулирование аналитической деятельности учащихся, развитие потребности в системном подходе к объекту познания, формирование умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.

 

Разделы сайта