Игра и игровая терапия – это особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми. Цель игровой терапии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка. С помощью игры педагог может помочь ребёнку раскрыться и установить контакт с окружающим миром.
В современной общей педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставаний в развитии ребёнка имеет исключительно важное значение для формирования его личности, для подготовки к школьному обучению. Особая ответственность в этом плане лежит на работниках дошкольных учреждений, т.е. на нас с вами.
Воспитатель обязан помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии, так как речедвигательный аппарат развивается и совершенствуется с возрастом.
Развитие речи – процесс очень сложный, зависящий от целого ряда психологических условий. Волнение, тревога, страх, гнев – все эти эмоции в первую очередь отражаются на речи, потому что тесно связаны с дыхательным аппаратом. И в самом деле, стоит нам разволноваться, как у нас учащается дыхание, сохнут губы, рот, язык. Иными словами, речевой механизм находится в прямой зависимости наших чувств. То же самое наблюдается и у ребёнка - его речь сильно затрудняется, причём происходит это совершенно непроизвольно.
Все эти обстоятельства можно изменить, причём, чем быстрее, тем лучше. В подобных ситуациях легче предотвратить болезнь, нежели бороться с ней.
Игровая терапия – это приём, используемый для диагностики расстройств у детей. Такие специальные игры дают детям возможность выразить себя во многих отношениях с гораздо большей искренностью и непосредственностью, чем в том случае, когда им задают какие – то прямые вопросы.
Все игры должны быть выстроены так, чтобы чётко прослеживалась тенденция к усложнению заданий, методов и приёмов, а также словарного материала.
Если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша, то вначале было не слово, а игра. Ребёнок не может говорить, но уже гугукает, улыбается во весь рот, реагируя на потешки матери или бабушки, хватая беспомощными ручонками свои первые игрушки. Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познаёт первые слова – сигналы, вступает в контакты с другими людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, пополняет свой кругозор, радуется жизни
Понять природу игры, её поразительный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять ребёнка.
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность – словом, всё то, что оставляет богатство человеческой личности.
Играя с детьми, и параллельно развивая речь, мы должны как бы устраивать праздник. А праздник для ребёнка, когда игра сменяется игрой, когда никто не думает о том что есть такое слово «надо», а просто тянется к игре, живёт игрой и впитывает каждой клеточкой восторг игры и, незаметно для себя, ещё и пользу. Праздник – это рассказывать, запоминать, учиться, придумывать, мечтать и чувствовать соприкосновение слова в игре.
В организации и управлении игровой терапией при формировании речевой деятельности можно выделить следующие правила:
- Речевая игра должна приносить радость. Не заставляйте ребёнка играть, а создайте условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.
- Оживите игру по развитию речи внесением нового материала, чтением сказки, изготовлением моделей и пусть ребята фантазируют, придумывают новые способы уже знакомой игры.
- Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте речевую активность детей.
- Хвалите ребёнка даже за малейшие успехи, особенно если что-то получилось у него впервые.
- Наблюдайте, анализируйте активность детей в овладении языком
- Стройте свои взаимоотношения с дошкольниками на взаимном доверии, искренне разделяйте с детьми их радость, успехи.
В дошкольном возрасте, игра является ведущим видом деятельности, а одним из эффективных методов игры является игротерапия.
Почему же так? Потому что, во-первых, играть приятно, играть легко, в игре мы проживаем счастливое состояние.
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, придаёт весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие.
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит обладает возможностью приобщать ребёнка к какому-то виду деятельности, ещё им неосвоенному. В игре заложена возможность незаметно овладеть некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.
В - четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное – поле для свободного проявления индивидуальности.
В – пятых, игра самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением, в игре все равны и испытывают удовлетворение от равенства, которого так недостаёт в социальном мире.
Существует множество классификаций игр. И вы это знаете, я уверена, что используете их в своей работе, потому что без игры просто невозможна наша работа. Классификации игр представлены на экране.
И более подробно я бы хотела остановиться на играх, связанные с развитием мелкой моторики пальцев рук . я являюсь воспитателем 2 младшей группы. Детям этого возраста очень важно развивать мелкую моторику рук, т.к. от этого зависит развитие речи. Известный педагог В. А. Сухомлинкий сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определённые зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Наблюдается такая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Хочу представить вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.
1.Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр», ребёнок повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук и развивается речь.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их ещё и в том, что они мгновенно переключают внимание детей с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Например «Птичка», »Коза рогатая», «Колокольчик» и др.
«Птичка», села птичка на песок, в речке вымыла носок, чистит клювом пёрышки, летит в гости к Ромушке(имя ребёнка).
«Коза рогатая», непослушная коза, смотрит прямо мне в глаза, сильно упирается… Ей сарай не нравится.
«Колокольчик», динь - дон, динь - дон. В переулке ходит слон. Старый, серый, сонный слон. Динь – дон, динь – дон.
Упражнения пальчиковой гимнастики
Сжимание – разжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнения несколько раз.
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Напряжение – расслабление пальцев.
Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.
Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко – накрепко сожмём.
Упражнения для кончиков пальцев.
Дети постукивают по парте подушечками пальцев одновременно.
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.
2.Массаж пальцев рук – ежедневный тщательный массаж кистей рук : мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти. Это очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга.
Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой.
1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
2.Разминание паль цев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
3.Интенсивные движения большого пальца вперёд – назад, вверх –вниз, по кругу.
4.Сгибание – разгибание всех пальцев одновременно, поочерёдное загибание и выпрямление.
5.Аккуратное сгибание – разгибание руки в кистевом суставе.
6.Интенсивное растирание всех пальцев.
7.Повторить первое упражнение.
3.Работа с использованием «бросового материала» (шнуровок, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц).
Шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Дети сами инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев рук, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. Игры – шнуровки готовят косвенно руку к письму.
Упражнения с прищепками очень нравится детям. Например, детям предлагается ведёрко, на нём наклеина травка, цветочки , макет дачного участка. Ребёнок должен построить заборчик вокруг участка из прищепок. Детей это упражнение увлекает, они стараются изо всех сил, доводят дело до конца.
Игры с бусинами – нанизывание на нитку. Ребёнок тренирует пальчики, одновременно развивает сообразительность.
4.Развивающие игры (мозаика, конструктор, пазлы).
Мозаика – игры с мозайкой также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
5.Игры с различными предметами и материалами(фасолевые ванны, игры с крупами).
Фасолевые ванны – в миску нужно насыпать фасоль и горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребёнок запускает руки в крупу и выискивает игрушки. Эффект: массаж, развитие координации пальцев.
Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, это игра также массирует руки, развивает координацию пальцев рук.
раскрыть » / « свернуть