Готов ли Ваш ребенок к школе?
Современная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человеку. Но требования растут и к ребенку — будущему полноправному члену общества. В первую очередь, это касается школьного образования. Мало определить ребенка в хорошую школу, надо еще сделать так, чтобы он умел получать знания, которые ему там дают. Всем в семье хочется, чтобы ребёнок учился с интересом, радостью, старанием. Но готов ли он к школе? Ведь для того чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться:
У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно натренировать заранее, так как в дошкольном возрасте они отсутствуют. Это процесс внутренних изменений.
Поэтому готовность к школе включает в себя несколько показателей:
□Мотивационную готовность.
Родителям важно знать уровень сформированности у ребенка положительного отношения к школе. Оно может быть расширено с помощью вашего рассказа о любимых учителях, школьных друзьях, предметах.
□Физическую готовность.
Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своим движением, телом. Поэтому успех в учебной деятельности во многом зависит от развития у ребенка таких физических качеств как ловкость, гибкость, сила, выносливость.
□Эмоционально-волевую готовность.
Ребенку в 6-7 лет еще трудно управлять своим поведением, так как у него в этом возрасте недостаточно развита воля. Поэтому необходимо учить ребенка наблюдать, слушать, добиваться решения поставленных задач.
□Социальную готовность ( готовность в сфере общения).
При поступлении в школу изменяется система отношений в межличностном общении детей. В школе отношения становятся более деловыми, теперь ребенок оценивается по выполненным делам.
□Умственную готовность.
Что необходимо знать и уметь вашему ребенку при поступлении в школу?
☺Свое имя, фамилию, отчество.
☺ Свой возраст (желательно дату рождения).
☺ Свой домашний адрес.
☺ Свой город и страну, в которой он живет; символику.
☺ Фамилию, имя, отчество родителей.
☺ Времена года (их последовательность, месяцы, основные приметы).
☺ Домашних животных и их детенышей.
☺ Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера.
☺ Транспорт наземный, водный, воздушный.
☺ Различать обувь, одежду, головные уборы; зимующих и перелетных птиц; ягоды, овощи, фрукты.
☺ Употреблять в речи слова, сходные (синонимы) и противоположные (антонимы) по смыслу.
☺ Правильно изменять слова по формам, согласовывать в речи существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, числительные с существительными и т. д.
☺ Правильно употреблять существительные множественного числа в родительном падеже.
☺ Образовывать существительные с увеличительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами.
☺ Различать оттенки в значениях существительных (слон-слоник-слоненок-слонишка), глаголов (бежал-убежал-забежал-перебежал), прилагательных (плохой-плохонький).
☺ Различать и правильно называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник.
☺ Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх-низ и т.д.).
☺ Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить или придумать рассказ по картинке.
☺ Запомнить и назвать 10 предметов, слов, картинок.
☺ Различать гласные и согласные звуки.
☺ Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
☺ Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани».
☺ Хорошо владеть ножницами (резать полоски, круги, квадраты, овалы, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру предмет).
☺ Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры предметов.
☺ Свободно считать от 1 до 10 и обратно.
При подготовке ребенка к школе многие родители часто не уделяют должного внимания уровню его речевого развития. Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.
Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Над этим обычно работают воспитатели и учителя-дефектологи. Речевые проблемы у детей лучше разрешить как раз до поступления в школу по ряду причин. Во-первых, дошкольный возраст — самое благоприятное время для коррекции недостатков, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям. Позже восприимчивость снижается и, как следствие, менее успешной становится работа учителя-дефектолога. Во-вторых, своевременно нескорректированные речевые нарушения могут повлечь за собой новые, а именно: нарушения письма и чтения.
Важно помнить, что для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы все структурные компоненты речи, такие как:
-произношение звуков
-фонематическое восприятие
-словарный запас
-грамматический строй
-связная речь.
Звукопроизношение формируется у детей в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть закончено в детском саду. Если ребёнок не может правильно произнести тот или иной звук, обратитесь к учителю-дефектологу. Он объяснит, как управлять речевым дыханием, движениями языка, губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук.
Помните: часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа. До начала обучения ребёнок обязательно должен овладеть правильным произношением всех звуков речи!
Но у некоторых детей и к семи годам могут быть недостатки в звуковом оформлении слов:
- неправильное произношение звуков;
- смешение и перестановка звуков, слогов;
- нечёткое произнесение слов;
- неточное употребление ударения;
-неправильное использование интонационных средств выразительности.
Обычно к семи годам ребёнок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т. п., что имеет большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе. Для детей с недоразвитием фонематического восприятия трудно выполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и слов.
Словарный запас ребёнка к началу учебного года должен составлять не менее 20000 слов, причём в нём должны быть представлены все основные части речи, обобщающие слова, антонимы и синонимы. В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов, употребление в речи отвлечённых понятий, сложных и многозначных слов, эпитетов и метафор, слов с переносным значением. Ребёнок должен владеть функцией словообразования. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребёнка.
К началу учебного года ребёнок имеет в основном грамматически правильно оформленную речь. Он строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы, свободно владеет навыками словоизменения. Проверка сформированности у ребёнка грамматической системы языка важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Часто у детей нарушено умение активно пользоваться имеющимися у него словами, строить из них предложения, связные высказывания, правильно согласовывать слова между собой в роде, числе, падеже.
Владение связной речью является необходимой предпосылкой для успешного развития устной и письменной речи, как средством общения. Но некоторым детям бывает трудно проследить причинно- следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине их рассказ иногда представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребёнок "перескакивает" на другую, совершенно не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких "рассказах" выражены слабо, что затрудняет их понимание.
Помните! Очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.
Отсрочить на 1 год поступление в школу могут следующие речевые диагнозы (ребенок остается еще на год в детском саду):
-алалия
-ОНР
-заикание
-ринолалия
-дизартрия
Уважаемые родители! Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят.