Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Готовность к школе

Готов ли Ваш ребенок к школе?

 

Современная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человеку. Но требования рас­тут и к ребенку — будущему полноправ­ному члену общества. В первую очередь, это касается школьного образования. Мало определить ребенка в хорошую школу, надо еще сделать так, чтобы он умел получать знания, которые ему там дают. Всем в семье хочется, чтобы ребёнок учился с интересом, радостью, старанием. Но готов ли он к школе? Ведь для того чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться:

У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно натренировать заранее, так как в дошкольном возрасте они отсутствуют. Это процесс внутренних изменений.

 

Поэтому готовность к школе включает в себя несколько показателей:

□Мотивационную готовность.

Родителям важно знать уровень сформированности у ребенка положительного отношения к школе. Оно может быть расширено с помощью вашего рассказа о любимых учителях, школьных друзьях, предметах.

□Физическую готовность.

 Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своим движением, телом. Поэтому успех в учебной деятельности во многом зависит от развития у ребенка таких физических качеств как ловкость, гибкость, сила, выносливость.

□Эмоционально-волевую готовность.

Ребенку в 6-7 лет еще трудно управлять своим поведением, так как у него в этом возрасте недостаточно развита воля. Поэтому необходимо учить ребенка наблюдать, слушать, добиваться решения поставленных задач.

□Социальную готовность ( готовность в сфере общения).

 При поступлении в школу изменяется система отношений в межличностном общении детей. В школе отношения становятся более деловыми, теперь ребенок оценивается по выполненным делам.

□Умственную готовность.

Что необходимо знать и уметь вашему ребенку при поступлении в школу?

Свое имя, фамилию, отчество.

☺ Свой возраст (желательно дату рождения).

☺ Свой домашний адрес.

☺ Свой город и страну, в которой он живет; символику.

☺ Фамилию, имя, отчество родителей.

☺ Времена года (их последовательность,  месяцы, основные приметы).

☺ Домашних животных и их детенышей.

☺ Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера.

☺ Транспорт наземный, водный, воздушный.

☺ Различать обувь, одежду, головные уборы; зимующих и перелетных птиц; ягоды, овощи, фрукты.

☺ Употреблять в речи слова, сходные (синонимы) и противоположные (антонимы) по смыслу.

☺ Правильно изменять слова по формам, согласовывать в речи существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, числительные с существительными и т. д.

☺ Правильно употреблять существительные множественного числа в родительном падеже.

☺ Образовывать существительные с увеличительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами.

☺ Различать оттенки в значениях существительных (слон-слоник-слоненок-слонишка), глаголов (бежал-убежал-забежал-перебежал), прилагательных (плохой-плохонький).

☺ Различать и правильно называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник.

☺ Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх-низ и т.д.).

☺ Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить или придумать рассказ по картинке.

☺ Запомнить и назвать 10 предметов, слов, картинок.

☺ Различать гласные и согласные звуки.

☺ Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

☺ Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани».

☺ Хорошо владеть ножницами (резать полоски, круги, квадраты, овалы, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру предмет).

☺ Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры,  людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры предметов.

☺ Свободно считать от 1 до 10 и обратно.

При подготовке ребенка к школе многие родители часто не уделяют должного внимания уровню его речевого развития. Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

Речевая готовность к школе подразуме­вает правильное произношение всех зву­ков родного языка, навыки словообразо­вания и грамматически верного оформ­ления высказываний, умение связно рас­сказывать и пересказывать. Над этим обычно работают воспитатели и учителя-дефек­тологи. Речевые проблемы у детей лучше разрешить как раз до поступления в школу по ряду при­чин. Во-первых, дошкольный возраст — самое благоприятное время для коррек­ции недостатков, поскольку психика де­тей этого возраста восприимчива к раз­ным педагогическим воздействиям. Поз­же восприимчивость снижается и, как следствие, менее успешной становится работа учителя-дефек­толога. Во-вторых, своевремен­но нескорректированные речевые нару­шения могут повлечь за собой новые, а именно: нарушения письма и чтения.

 Важно помнить, что для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы все структурные компоненты речи, такие как:

-произношение звуков

-фонематическое восприятие

-словарный запас

-грамматический строй

-связная речь.

Звукопроизношение формируется у детей в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть закончено в детском саду. Если ребёнок не может правильно произнести тот или иной звук, обратитесь к учителю-дефектологу. Он объяснит, как управлять речевым дыханием, движениями языка, губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук.

 Помните: часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа. До начала обучения ребёнок обязательно должен овладеть правильным произношением всех звуков речи!

 Но у некоторых детей и к семи годам могут быть недостатки в звуковом оформлении слов:

 - неправильное произношение звуков;

 - смешение и перестановка звуков, слогов;

-  нечёткое произнесение слов;

 - неточное употребление ударения;

         -неправильное использование интонационных средств выразительности.

Обычно к семи годам ребёнок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т. п., что имеет большое значение  в  дальнейшем  для  усвоения грамоты в школе. Для    детей  с  недоразвитием фонематического восприятия трудно выполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и слов.

Словарный запас ребёнка к началу учебного года должен составлять не менее 20000 слов, причём в нём должны быть представлены все основные части речи, обобщающие слова, антонимы и синонимы. В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов, употребление в речи отвлечённых понятий, сложных и многозначных слов, эпитетов и метафор, слов с переносным значением. Ребёнок должен владеть функцией словообразования. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребёнка.

К началу учебного года ребёнок имеет в основном грамматически правильно оформленную речь. Он строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы, свободно владеет навыками словоизменения. Проверка сформированности у ребёнка грамматической системы языка важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Часто у детей нарушено умение активно пользоваться имеющимися у него словами, строить из них предложения, связные высказывания, правильно согласовывать слова между собой в роде, числе, падеже.

Владение связной речью является необходимой предпосылкой для успешного развития устной и письменной речи, как средством общения. Но некоторым детям бывает трудно проследить причинно- следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине их рассказ иногда представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребёнок "перескакивает" на другую, совершенно не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких "рассказах" выражены слабо, что затрудняет их понимание.

Помните! Очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.

Отсрочить на 1 год  поступление в школу  могут следующие речевые диагнозы (ребенок остается еще на год в детском саду):

                              -алалия

                              -ОНР

                              -заикание

                              -ринолалия

                              -дизартрия

Уважаемые родители! Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это до­вольно длительный процесс, требующий на­пряжения всех сил детского организма и дет­ской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможен­ность, раздражительность, снижение аппети­та, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят.

Разделы сайта