Сроки реализации: 2024/2025 – 2027/2028 учебный год
Общие сведения инновационного проекта
1. Название проекта:
«Внедрение сетевой модели гражданско-патриотического воспитания учащихся через экскурсионную и познавательную деятельность»
2. Разработчики проекта:
Асовик Виктор Леонидович – директор школы
Ракуцкая Татьяна Марьяновна – заместитель директора по учебной работе.
Юрчик Ольга Михайловна - заместитель директора по хозяйственной работе.
3. Адрес, телефон учреждения образования, разрабатывающего проект:
223043, аг.Большевик, ул. Фабричная, д. 4
(+375 17) 515-81-68
dubovlyany@guo.bc.by
4. Сроки проведения инновационной деятельности:
2024 – 2027 годы
Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта.
Воспитание является одним из факторов социальной стабильности государства, безопасности и эффективного функционирования всех сфер общества. Вопросом воспитания подрастающего поколения всегда уделялось достаточно внимания как на государственном уровне, так и в каждом конкретном учреждении образования.
Вместе с тем, в современный период трансформация подходов к организации воспитательной работы обусловлена новыми вызовами глобального мира, формированием цифрового государства и необходимостью обеспечения личной и общественной безопасности в новой цифровой среде. В таких условиях именно система воспитания должна стать инновационным мотиватором в работе с учащимися. Воспитательная практика должна быть «на шаг впереди» тех вызовов и реалий, которые существуют и которые невозможно предсказать.
Воспитание нового поколения молодёжи с активной гражданско-патриотической позицией, уважающей и соблюдающей законы, способной к продуктивной, творческой деятельности на благо государства становится координирующим направлением современного образования Республики Беларусь.
Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостьюукрепления государственного суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь, формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности, с активной гражданско-патриотчиескуой позицией. Данные положения отражены в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2021–2025 гг., Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, Стратегии развития государственной молодёжной политики Республики Беларусь до 2030 года.
Важнейшими задачами воспитания личности в современных условиях являются: формирование у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности белорусскому государству и обществу; национального самосознания, гражданской позиции, воспитание патриотизма, ценностного отношения к явлениям общественной жизни, толерантности и др.
Актуальность проблемы формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся обусловлена необходимостью разрешения противоречий между:
- объективно существующей потребностью общества в гражданах с высоким уровнем гражданственности и патриотизма и недостаточной разработанностью проблемы формирования гражданских качеств у учащихся;
- между потребностью подростков в гражданской самореализации и недостаточной разработанностью педагогических условий становления их гражданской позиции в образовательном процессе;
- возрастающими потребностями в выпускниках учреждений образования, демонстрирующих активную деятельностную гражданскую позицию, и отсутствием слаженного механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы гражданского воспитания учащихся.
Становление гражданско-патриотической позиции обучающихся определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.
В ряде исследований отмечается, что одной из современных тенденций в системе образования становится интеграция (А.П. Беляева, С.Н. Бабина, Л.Ф. Иванова, С.И. Корнеев, В.Н. Максимова, О.Н. Тюленева, Н.К. Чапаев, В.Т. Фоменко и др.), которая является базой сетевого взаимодействия (А.И. Адамский, А.А. Пинский, А.Г. Каспржак, И.М. Реморенко, М.Ю. Кожаринов, Н.И. Бугаев, В.Ф. Лопуга, Е.В. Посохина, Н.В. Немова и др.).
Сетевое взаимодействие в рамках единого воспитательного пространства позволяет разработать, апробировать и предложить профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели воспитательной практики, управления воспитательными процессами на уровне не только конкретного учреждения образования, но и региона в целом.
В связи с этим особую научно-теоретическую значимость приобретает разработка, апробация и широкое использование модели сетевого взаимодействия по формированию гражданско-патриотической позиции учащихся.
Актуальность и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение сетевой модели гражданско-патриотического воспитания учащихся через экскурсионную и познавательную деятельность».
В государственном учреждении образования «Дубовлянская средняя школа» созданы условия: кадровое обеспечение, материально-техническая база, имеется потребность во внедрении и адаптации сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции учащихся. По состоянию на 01.09.2024 в учреждении обучается 417 учащихся.
Цель проекта: создание организационно-педагогических условий для внедрения сетевой модели гражданско-патриотического воспитания учащихся через экскурсионную и познавательную деятельность.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:
- Изучить нормативное правовое обеспечение, теоретико-методологические подходы по вопросам формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся.
- разработать механизм внедрения сетевой модели сетевой модели гражданско-патриотического воспитания учащихся через экскурсионную и познавательную деятельность в социальное пространство учреждения образования, региона;
- определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, экскурсионные маршруты, оптимальные формы и методы деятельности по формированию гражданско-патриотической позиции учающихся;
-обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению сетевой модели в образовательную практику.
Новизна инновационного проекта заключается:
-в апробации и внедрении сетевой модели гражданско-патриотического воспитания учащихся через экскурсионную и познавательную деятельность;
- в разработке и внедрении методического обеспечения, экскурсионных маршрутов, оптимальных форм и методов деятельности по формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся;
-в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции и инновационного педагогического опыта организации гражданско-патриотического воспитания на уровне региона, республики.
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
Гражданственность предполагает определённую систему взглядов на государство, общество и личность, обусловленную ценностями, нормами, предполагающими способы их реализации и достижения.
Одним из интегративных признаков гражданственности, а также критерием её сформированности является гражданско-патриотическая позиция.
Понятие «позиция» в философии рассматривается как целостное, системное, духовно-практическое образование личности, характеризующее формы и способы её включения в жизнедеятельность. В психологической литературе понятие «позиция» рассматривается как выражение идейной принципиальности личности, как интеграция доминирующих личностных, избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе; как фактор, определяющий поведение и деятельность личности (В.Н. Мясищев); критерий культуры личности (С.М. Ковалев); регулятор характера личности (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович и др.).
В педагогике «позиция» рассматривается как сложная интегративная характеристика, отражающая активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение личности к себе, к деятельности, к миру и жизни в целом (Т.М. Абрамян, Г.И. Аксенова, Н.П. Капустин); видение своего места, своих функций, что проявляется в убеждениях личности (М.Т. Громкова); знания, жизненный опыт, система взглядов и ценностей личности (содержательный или внутренний аспект) и решение определенных задач (процессуальный или поведенческий аспект) (А.В. Гуторова); устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках (В.В. Игнатова, Т.Н. Мальковская, Г.И. Румынина, Т.А. Сливинская); социально значимое поведение человека, являющееся результатом сформированности его мировоззрения, убеждений, мотивов деятельности и поведения (Б.Т. Лихачев).
Таким образом, на основании вышеизложенного термин «позиция» можно определить, как междисциплинарное понятие, отражающее интегральную, наиболее обобщённую характеристику как личности человека, так и места, которое он занимает. Она может рассматриваться как рефлексивное отношение субъекта, основанное на личностно значимых ценностях, проявляющееся в деятельности.
Выделяют различные подходы к понятию «гражданско-патриотическая позиция»: как характеристика личности (Т.М. Абрамян, Г.И. Аксенова, П.А. Баранов, Т.С. Воропаева); как личностное образование (О.Н. Прокопец, И.Л. Судакова, Л.Л. Хоружая); интегративное качество личности (Г.Я. Гревцева, Н.П. Капустин, Д.В. Кириллов, Э.П. Стрельникова); совокупность гражданских, правовых или нравственных качеств (С.С. Алексеев, К.Ю. Бачков, В.М. Кукушкин, Г.Н. Филонов); совокупность гражданских свойств (Н.И. Элиасберг); рефлексивное отношение субъекта (Н.Ф. Крицкая); различные аспекты отношений - духовных, трудовых, нравственных и др. (А.М. Щаленов); социальный или идейно-нравственный критерии сформированности личности (Л.М. Архангельский, Л.А. Беляева, Э.Ф. Зеер, В.П. Карпович, И.С. Кон, Б.С. Круглов, Л.Я. Рубина); внутренняя установка, ориентация на определённую линию гражданского поведения, отражающая субъективное отношение подростков к обществу и государству (Е.Р. Евдокимова).
Ядром понятия «гражданско-патриотическая позиция» выступает гражданско-патриотическое сознание личности, которое, органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступках, в активной общественно значимой деятельности.
В структуре гражданско-патриотической позиции исследователи выделяют познавательный, мотивационно-нравственный, поведенческий компоненты и определяет их сущностные характеристики. Когнитивный компонент включает в себя знания о гражданско-патриотической позиции; понимание социально-политических процессов и явлений; умение анализировать социальные ситуации и проблемы, высказывать собственную точку зрения. Ценностно-мотивационный компонент характеризуется гуманистической направленностью отношений личности к обществу, труду, людям и самому себе; формированием гражданско-патриотических ценностных ориентации, обеспечивающих усвоение ею норм социального поведения, осознание их личностной значимости. Поведенческий компонент представлен умениями выполнять гражданские обязательства, соблюдать социальные и правовые нормы, т.е. реальным поведением человека, его участием в различных видах общественной деятельности на разных уровнях. Выделенные компоненты гражданско-патриотической позиции личности, их становление и развитие взаимообусловлены и тесно связаны между собой, при характеристике личности обучающегося они рассматриваются в единстве и взаимосвязи.
В качестве главного результата формирования гражданско-патриотической позиции рассматривается, с одной стороны, опыт реальной гражданско-патриотической деятельности по участию в школьном самоуправлении, общественной жизни учреждения образования по решению социально актуальных и личностно значимых проблем школьной жизни, ближайшего социума, с другой стороны, готовность и способность обучающихся нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут.
Таким образом, учитывая значимость гражданско-патриотической позиции в структуре личности, разработка педагогических условий для ее формирования становится приоритетной задачей современного образования. При всем разнообразии дефиниций «гражданско-патриотическая позиция личности» можно выделить общее, объединяющее авторские подходы к раскрытию её сущности: гражданско-патриотическая позиция представляет собой совокупность личностных установок по отношению к существующим в данном обществе нормам и ценностям, имеющую свою целостную динамическую функциональную структуру.
Основные направления и методы работы в рамках сетевой модели гражданско-патриотического воспитания учащихся через экскурсионную и познавательную деятельность
1. Организационно-методическая работа:
- подготовка экскурсионных маршрутов и проведение экскурсий, научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, чтений, практикумов, иных мероприятий по вопросам гражданско-патриотического воспитания учащихся; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;
- участие в разработке экскурсионных маршрутов, подготовке экскурсоводов, составление программ, учебно-программной документации в сфере гражданско-патриотического воспитания;
- организация методических консультаций по формированию гражданско-патриотической позиции в воспитательном пространстве учреждения образования.
- Научно-методическая работа:
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам сбора, накопления и систематизации исторической информации о социально значимых объектах Минского района;
- подготовка учащихся-экскурсоводов по направлениям экскурсионных маршрутов;
- проведение тематических экскурсий в соответствии с составленными экскурсионными маршрутами с учётом возрастной категории учащихся;
- организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
- Информационно-методическая работа:
- формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере гражданско-патриотического воспитания;
- изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере формирования гражданско-патриотической позиции учащихся;
- разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере гражданско-патриотического воспитания;
- организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся по направлениям гражданско-патриотического воспитания;
- организация и осуществление экскурсионной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию;
- организация взаимодействия с учреждениями образования, социальной сферы, культуры и др., в том числе сетевое, по вопросам гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Региональная модель воспитательного пространства, разрабатываемая в рамках реализации инновационного проекта, формируется под воздействием внешнего и внутреннего воспитательного пространства и включает четыре компонента:
- Концептуальный – определены цель, задачи, субъекты модели.
- Стратегический– предусматривает разработку экскурсионных маршрутов, а также подготовку учащихся-экскурсоводов в рамках реализации модели воспитательного пространства.
- Организационно-деятельностный – определяет деятельность педагогов по подготовке учащихся-экскурсоводов по организации провдения экускурсий; разработка методического обеспечения (информационные ресурсы, совместные программы, планы и др.);
Организация воспитательного пространства обусловливает необходимость привлечения ресурсов субъектов деятельности в системе воспитания, в том числе через организацию сетевого взаимодействия.
4. Критериально-результативный блок – предусматривает разработку механизма мониторинга реализации модели воспитательного пространства региона: определение и согласование программы мониторинга (профессиональная компетентность кадров; качество воспитания учащихся; личностное развитие учащихся и др.); анализ результатов; практические выводы, прогнозирование дальнейшей реализации модели.
Критерии и показатели оценки эффективности инновационного проекта
Критерии эффективности
|
Показатели эффективности
|
Планирование и организация деятельности
|
Целостность, содержательность, системность планирования;
наличие необходимой нормативной правовой базы;
функционирование сайтов, блогов, создание электронного банка материалов, их востребованность;
обеспечение доступности информационного пространства
|
Профессиональная компетентность кадров
|
Системность работы по повышению квалификации педагогических работников;
разнообразие и дифференциация форм организации учебно-методической работы с педагогическими кадрами; сформированность системы информационной и методической поддержки;
научно-методическая, учебная продукция;
разработка педагогами собственных информационных ресурсов, интернет-сайтов, блогов, страничек в социальных сетях и др.
|
Организация сетевого взаимодействия
|
Наличие и реализация совместных программ, проектов;
формы взаимодействия с другими учреждениями образования; оптимальность сети;
сформированность банка данных участников сетевого взаимодействия;
|
Качество воспитания учащихся
|
Положительная динамика уровня воспитанности, и творческих достижений учащихся;
участие в воспитательной деятельности в соответствии с собственными потребностями и способностями;
рост познавательной мотивации, социальной активности учащихся;
|
Качество управления проектной деятельностью
|
Сформированность управленческих компетенций у участников проектной деятельности;
наличие необходимых организационно-педагогических и материально-технических условий;
обеспечение учебными и методическими материалами, необходимыми нормативными документами;
наличие системы стимулирования педагогов;
создание профессиональной среды для обмена опытом;
представление опыта проектной деятельности
|
Критерии и показатели сформированности гражданско-патриотической позиции обучающихся
Критерии сформированности
|
Показатели
|
Инструментарий
|
Когнитивный критерий
|
- знание исторического прошлого и культуры своего Отечества;
- знания о гражданских правах и обязанностях, механизмах защиты прав человека;
- знание и понимание социально-политических процессов и явлений
|
анкеты, наблюдения, методы диагностики сформированности гражданско-патриотической позиции
|
Ценностно-мотивационный
критерий
|
- гуманистическая направленность отношений личности к обществу, труду, к самому себе;
- формирование гражданских и патриотических ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение норм гражданско-патриотического поведения, осознание их личностной значимости;
- стремление к самообразованию, осуществлению общественно значимой деятельности
|
Познавательная деятельность, научно-исследовательские работы, сбор и систематизация исторической информации
|
Деятельностный критерий
|
- выполнение гражданских обязанностей из чувства осознанной необходимости;
- соблюдение социальных и правовых норм;
- участие в общественной деятельности;
- проявление активности в социально значимой деятельности и в общественной жизни школы, города, региона, страны;
- наличие инициативности в организации социально-значимых дел.
|
Карты экскурсионных маршрутов, информационный инструментарий для проведения экскурсий для разных возрастных категорий учащихся.
|
Ожидаемые результаты:
При реализации данного инновационного проекта будут созданы экскурсионные маршруты, которые станут единым образовательным пространством в системе взаимодействия учреждения образования в вопросах гражданско-патриотического воспитания, общественных объединений, которое будет способствовать формированию гражданско-патриотической позиции учащихся.
Будет апробирована и внедрена сетевая модель формирования гражданско-патриотической позиции учащихся, которая будет обеспечивать формирование и развитие активной и ответственной гражданской позиции и патриотизма учащихся.
Будет реализована система эффективных методов и форм, методик и технологий гражданско-патриотического воспитания учащихся в воспитательном пространстве учреждения образования и его ближайшего социального окружения, региона, республики в целом.
Реализация инновационного проекта будет содействовать:
- воспитанию нравственной, активной, творческой, успешной личности учащегося, обладающей духовно-нравственной культурой, гражданско-патриотической позицией;
- реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания обучающихся, молодёжной политики в учреждениях образования;
-практическому решению проблем формирования и развития гражданско-патриотических качеств учащихся;
- внедрению эффективных методов, форм, методик и технологий гражданско-патриотического воспитания учащихся, взаимодействия с религиозными организациями, общественными объединениями;
-повышению уровня удовлетворённости учащихся, педагогов и родителей качеством образовательной и социально-воспитательной среды, направленной на формирование и развитие гражданско-патриотической позиции учащихся.
Ресурсы. Материально-техническое обеспечение:
Учебно-материальная база государственного учреждения образования «Дубовлянская средняя школа» соответствует действующим нормативам, оборудование помещений – правилам противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям.
Материально-техническая база государственного учреждения образования «Дубовлянская средняя школа»:
государственное учреждение образования «Дубовлянская средняя школа» расположено в трехэтажном здании. В школе функционирует 23 учебных кабинета, из них один – компьютерный класс, один кабинет технического труда, один кабинет обслуживающего труда. Действует комната детских молодежных объединений, кабинет педагога-психолга и социального педагога, спортивный зал, стадион, столовая, библиотека, книгохранилище, спальня. В школе созданы необходимые условия для работы объединений по интересам, факультативных занятий. Школа также оснащена техническими средствами обучения (1 мультиборд, 3 мультимедийных проектора, 3 ноутбука, 4 принтера, 16 ПК, 4 телевизора, школьный Wi-Fi).
Кадровое обеспечение:
В реализацию проекта будут включены директор, заместители директора, специалисты социально-педагогической и психологической службы, учителя, в том числе учителя, выполняющие функции классных руководителей.
Участники проекта:
№
|
Ф.И.О
|
Должность
|
Образование
|
Категория
|
Стаж
в должности (лет)
|
-
|
Асовик Виктор Леонидович
|
директор
|
высшее
|
вторая
|
4
|
-
|
Асовик Сергей Леонидович
|
учитель белорусского языка и литературы
|
высшее
|
без категории
|
1
|
-
|
Барсукова Елена Валерьевна
|
учитель английского языка
|
высшее
|
первая
|
23
|
-
|
Бстрый Сергей Иосифович
|
руководитель физического воспитания
|
высшее
|
высшая
|
33
|
-
|
Валентюкевич Светлана Владимировна
|
учитель английского языка
|
высшее
|
первая
|
20
|
-
|
Глуханюк Николай Алксандрович
|
руководитель военно-патриотического воспитания
|
высшее
|
без категории
|
8
|
-
|
Денищик Ирина Николаевна
|
учитель химии
|
высшее
|
первая
|
29
|
-
|
Добрянская Янина Вацлавовна
|
библиотекарь
|
высшее
|
без категории
|
45
|
-
|
Досужая Дарья Андреевна
|
учитель музыки
|
высшее
|
первая
|
9
|
|
Дубицкая Марина Феликсовна
|
учитель начальных классов
|
высшее
|
первая
|
19
|
|
Зарецкий Сергей Борисович
|
учитель техничкского труда
|
высшее
|
первая
|
38
|
|
Кандер Анна Викторовна
|
учитель информатики и математики
|
высшее
|
первая
|
10
|
|
Кирикович Марина Евгеньевна
|
учитель информатики и математики
|
высшее
|
первая
|
11
|
|
Корниенко Илья Николаевич
|
учитель истории
|
высшее
|
без категории
|
3 месяца
|
|
Котельникова Наталья Леонидовна
|
учитель информатики и математики
|
высшее
|
высшая
|
29
|
|
Кутырева Зинаида Степановна
|
учитель физики
|
высшее
|
высшая
|
43
|
|
Марчик Александра Викторовна
|
руководитель физического воспитания
|
высшее
|
вторая
|
12
|
|
Морозова Елена Владимировна
|
учитель белорусского языка и литературы
|
высшее
|
высшая
|
27
|
|
Назаровская Ирина Евгеньевна
|
учитель информатики и математики
|
высшее
|
первая
|
15
|
|
Орешникова Марина Николаевна
|
учитель русского языка и литературы
|
высшее
|
первая
|
21
|
|
Осипова Анна Ивановна
|
педагог социальный
|
высшее
|
без категории
|
2
|
|
Осипова Марина Леонидовна
|
учитель начальных классов
|
высшее
|
первая
|
23
|
|
Петрашкевич Наталья Ивановна
|
учитель начальных классов
|
высшее
|
высшая
|
37
|
|
Ракуцкая Татьяна Марьяновна
|
заместитель директора по учебной работе
|
высшее
|
первая
|
17
|
|
Роенко Раиса Вадимовна
|
учитель русского языка и литературы
|
высшее
|
высшая
|
43
|
|
Рымар Елена Валениновна
|
учитель географии
|
высшее
|
вторая
|
6
|
|
Рымар Светлана Александровна
|
учитель начальных классов
|
высшее
|
высшая
|
34
|
|
Сецкая Татьяна Петровна
|
учитель начальных классов
|
высшее
|
высшая
|
30
|
|
Сурага Инна Анатольевна
|
учитель математики
|
высшее
|
первая
|
29
|
|
Толстова Елена Михайловна
|
учитель истории
|
высшее
|
первая
|
14
|
|
Трофимович Лариса Владимировна
|
учитель начальных классов
|
высшее
|
первая
|
19
|
|
Хмельницкая Алина Викторовна
|
педагог-психолог
|
высшее
|
первая
|
13
|
|
Шелег Татьяна Ивановна
|
учитель биологии
|
высшее
|
вторая
|
26
|
|
Шкредова Татьяна Ильинична
|
учитель начальных классов
|
высшее
|
первая
|
36
|
|
Шуляк Вера Владимировна
|
учитель начальных классов
|
высшее
|
первая
|
19
|
|
Юрчик Ольга Михайловна
|
заместитель директора по хозяйственной работе
|
средне-специальное
|
без категории
|
5
|
Финансово-экономическое обеспечение:
Финансирование реализации инновационного проекта будет осуществляться из средств учреждения образования; спонсорских средств.
ЛИТЕРАТУРА
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи : Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15 июля 2015 № 82 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by. – Дата доступа 06.07.2024.
- Буткевич, В. В. Мое Отечество: пособие для педагогов учреждений общ.сред. образования / В.В. Буткевич, О.В. Толкачева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 224 с.
- Буткевич, В.В. Моё Отечество. Республика Беларусь. Рабочая тетрадь. 1 класс / В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Толкачева. – Мн.: Пачатковая школа, 2018. – 48 с.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9. // Нац. правовой интернет-порталРесп. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by. – Дата доступа: 06.07.2024.
- Программа патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы: Постановление Совета МинистровРесп. Беларусь, 29 декабря 2021 г. №773 [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://edu.gov.by/. – Дата доступа 06.07.2024.
- Духовно-нравственные основы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения: материалы XVIII Свято-Евфросиниевских педагогических чтений, Полоцк, 31 октября – 1 ноября 2019 г. [Электронный ресурс] / ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2020. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM).
- Патриотическое воспитание молодежи Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития: научно-методическое пособие / Л.С. Кожуховская [и др.]. – Минск: РИВШ, 2021. – 160 с.
- Толкачева, О.В. Факультативные занятия «Моё Отечество». IV класс : Учебное пособие для учащихся учреждений общ.среднего образования с рус. яз. обуч. / В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Толкачева. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2019. – 72 с.
- Толкачева, О.В.Моё Отечество. Минск – столица Беларуси. Рабочая тетрадь. 2 класс / В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Толкачева. – Мн.: Пачатковая школа, 2016. – 79 с.
- Я – Гражданин Республики Беларусь / Г.А. Василевич, В.А. Мельник, В.В. Якжик, В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина. – 8-е изд. перераб. и доп. – Минск: Пачатковая школа, 2020. – 270 с.
- Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи / Башаркина Е. А., Юрченко В. В. // Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности : материалы Международной научно-практической конференции, г. Минск, 16—17 мая 2019 г. / [редколлегия: Г. П. Коршунов (главный редактор) и др.]. — Минск, 2019. — С. 223―226
- Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности: материалы Международной научно-практической конференции, г. Минск, 16—17 мая 2019 г. / [редколлегия: Г. П. Коршунов (главный редактор) и др.] Минск: ИПС РБ, 2019. – 173 с.
- Патриотическое воспитание молодежи Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития: научно-методическое пособие. – Минск: РИВШ, 2022. – 115 с.
- Историческая память и патриотизм — важнейшие нравственные ориентиры и факторы консолидации белорусского общества и государства в условиях современных вызовов и угроз: сборник материалов по итогам Международной научно-практической конференции, 23 марта 2021 г., [г. Минск / под общей редакцией Л. С. Ананич]. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2021. – 125 с.
- Духовно-нравственные основы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения [Электронный ресурс]: материалы XVIII Республиканских Свято-Евфросиниевских педагогических чтений, Полоцк, 31 октября — 1 ноября 2019 г. – Минск: АПО, 2020,1 электронный оптический диск (CD-ROM)
раскрыть » / « свернуть